Блог

Как оценить критическое мышление?

Оценка персонала
критическое мышление, оценка критического мышления, вопросы для собеседования, оценка компетенций кандидата, оценка кандидата, оценка потенциала кандидата, оценка потенциала, сервис тестирования для персонала, тестирование при приеме, оценка сои
Критическое мышление — довольно “модный” навык. Многие говорят о необходимости его развивать. Так ли он нужен на самом деле?

Критическое мышление — это способность анализировать информацию и делать обоснованные выводы, а также подбирать аргументы для других людей. Человек с развитым критическим мышлением умеет видеть ситуацию со всех сторон, объективно её оценивать и принимать взвешенные решения.

Качества людей с развитым критическим мышлением:


  • Логика и последовательность. Такие люди не позволяют эмоциям и двусмысленности влиять на свои решения. Они способны изучить ситуацию со всех сторон и принять максимально взвешенное решение.
  • Надежность. Работодатели могут доверять таким сотрудникам, потому что они будут делать максимально продуманные решения, основанные на анализе, а не на эмоциях. Они способны находить информацию из различных источников, слышать других и доводить процессы до совершенства.
  • Нестандартность мышления. Такие люди способны предлагать свежие идеи, которые ранее никому не приходили в голову. Работодатели во многих отраслях ищут таких людей, особенно в IT, финансах, рекламе, маркетинге, продажах и других сферах.

Критическое мышление — действительно важный навык для многих профессий. Как работает этот навык? Д. Канеман выделяет два типа мышления: быстрое (автоматическое) и медленное (осознанное). Чтобы включить медленное мышление, нужно сосредоточиться, подавив автоматическую реакцию быстрого мышления. Критическое мышление — это инструмент, который помогает вовремя включить медленное мышление, чтобы избежать ошибок. Канеман в своей книге предлагает классический эксперимент, который вызывает конфликт между системами мышления.

Способы оценки критического мышления у кандидата:


  1. Предложить ролевую игру, где кандидату необходимо обосновать свою точку зрения, отличающуюся от Вашей.
  2. Предложить проанализировать набор данных, приближенных к специфике работы, выработать решение и аргументировать свой выбор.
  3. Задать следующие вопросы на собеседовании:

  • Опишите ситуацию, когда вам приходилось принимать решение, не имея всей необходимой информации. Как вы действовали?
  • Опишите ситуацию, когда вам нужно было быстро принять решение. Как вы это сделали?
  • Расскажите нам о случае, когда вы предложили своей компании начать новый процесс.
  • Вам когда-нибудь приходилось убеждать вашего руководителя попробовать другой метод решения проблемы? Получилось ли это у вас?
  • Расскажите о ситуации, когда Вы предвидели проблему до её возникновения? Что вы сделали, чтобы смягчить возможные последствия?
  • Вас попросили поработать над проектом, в котором ваши коллеги не могут прийти к единому мнению. Что вы предпримете?
  • Как вы справляетесь с конструктивной критикой? Расскажите нам о случае, когда кто-то критиковал вашу работу.
  • Что лучше: снижение цены для увеличения продаж или повышение цены, чтобы получить больше прибыли? Почему?
  • Если бы вы могли что-то изменить в своей предыдущей работе, что бы это было?
  • Если бы вы могли сказать что-то своей предыдущей компании, чтобы она изменила методы работы, что бы вы сказали?
  • Расскажите о ситуации, когда вам пришлось привлечь других к реализации вашего видения проекта?
  • На встрече коллега предлагает неподходящее решение проблемы. Что вы ему скажете?
  • Что вы делаете, когда сталкиваетесь с проблемой? Приведите пример того, как это происходило в прошлом.
  • Опишите случай, когда кто-то предложил вам идею, о которой вы никогда не задумывались. Как вы отреагировали?

Эти вопросы помогут работодателям понять, насколько развито критическое мышление у кандидата и как он аргументирует свою точку зрения и решения.

Работодатели и HR-менеджеры ищут в ответах соискателей следующие важные моменты:

  • Нешаблонные ответы: если кандидат дает очевидный, шаблонный ответ на такие вопросы, ему может не хватать навыков критического мышления.
  • Полные и развернутые ответы: многие соискатели отвечают на вопросы очень кратко или дают какой-то ответ, который не дает полного ответа на вопрос. Это говорит о недостатке навыков критического мышления либо в описанной ситуации, либо в умении отвечать на поставленный вопрос.
  • Сбор информации и перепроверка фактов: большинство работодателей ищет людей, которые принимают решения, опираясь на проверенные и полные данные.
  • Логичность и связность ответов: рекомендуется использовать метод STAR, который идеально подходит для таких ответов.

Работодатели используют различные тесты и опросники для персонала, такие как:


  • Методика «Тип мышления» (Резапкина Г. В.). Опросник позволяет выявить преобладающий тип мышления: аналитический, синтетический или интегральный и уровень его развития.
  • Онлайн-опросник личностного потенциала Beyond Talent от Talent Space. С его помощью вы сможете оценить 127 самых востребованных бизнес-компетенций, общий уровень личностного потенциала и спрогнозировать какой роли в компании соответствует кандидат или сотрудник: топ-менеджера, руководителя или специалиста.


BEYOND TALENT — инновационный онлайн-опросник для руководителей, топ-менеджеров и специалистов, который был создан специально для бизнеса. Результат теста содержит отчет по оценке общего уровня личностного потенциала и 16 его типам. Один из 16 потенциалов в тесте — вариативность мышления. Тест оценивает способность кандидата или сотрудника к анализу информации. Оценивает то, как кандидат проводит поиск, обработку, преобразование и применение информации, то есть критическое мышление.

Пройти тест вы можете на сайте Talentspace.ru.


Оценка кандидатов на основе их критического мышления позволяет не только улучшить качество подбора персонала, но и формировать более эффективные и устойчивые команды. Использование современных онлайн-сервисов для тестирования персонала и оценки потенциала сотрудников может стать залогом успешного развития бизнеса и его адаптации к постоянно меняющимся рыночным условиям.