Блог

Как провести исследование вовлеченности?

Опросы персонала
оценка сотрудника, управление персоналом организации, вовлеченность сотрудников, система управления персоналом, благополучие сотрудников, оценка профессиональных компетенций, оценка деятельности сотрудников, вовлеченный сотрудник
1. Постановка целей.

Исследование вовлеченности персонала, как и любое исследование, начинается с постановки цели и понимания того, как будут использованы результаты. Для определения целей исследования и формирования гипотез можно провести фокус-группу, в которой примут участие руководители компании и сотрудники службы персонала. В качестве гипотез выступают предположения о том, что влияет на вовлеченность сотрудников.

2. Разработка опросника.

Самым важным этапом исследования является разработка анкеты. От того как она составлена и будет зависеть результат. В начале анкеты задаются вопросы о респонденте: возраст, стаж, позиция в компании, подразделение. В анкету включаются главные вопросы, по которым компания планирует измерять вовлеченность. Например, «Готовы ли Вы рекомендовать компанию родственникам и друзьям в качестве работодателя»? Затем согласно гипотезам о том, что влияет на вовлеченность персонала, составляются остальные вопросы анкеты.

При разработке анкеты важно формулировать вопросы по каждому фактору, влияющему на вовлеченность: отношения с руководителем, атмосфера в коллективе, условия работы, возможности карьерного роста и обучения, политика компании.
Например, «Руководитель информирует Вас о ситуации дел в компании?», «Ваша заработная плата соответствует вашему вкладу в работу в этой компании?», «Критикует ли Вас руководитель в присутствии других?», «Считаете ли Вы, что приобретаемые навыки и знания пригодятся скорее в другой компании, чем в этой?». Количество вопросов анкеты не должно быть слишком большим. Респонденты устают от длинных анкет и начинают отвечать некорректно или пропускают ответы на некоторые вопросы. Оптимальное количество 40-60 вопросов.

Формулировка вопроса должна точно отвечать поставленной задаче. Вопросы должны быть ясными и однозначными. Вместо «часто, редко» – «раз в день», «2-3 раза в месяц». Формулировки должны быть краткими. Например, «Я читаю литературу по специальности», чтобы не пришлось их перечитывать несколько раз и вдумываться в смысл сказанного.

Не должно быть обобщенных вопросов, например, «В компании заинтересованы, чтобы я развивался, работал лучше и чувствовал себя комфортно». Этот вопрос, на самом деле, состоит из трех: 1) в компании заинтересованы, чтобы я развивался, 2) в компании заинтересованы, чтобы я работал лучше, 3) в компании заинтересованы, чтобы я чувствовал себя комфортно.

Следует избегать наводящих вопросов и отрицания. Например, «Скорее всего, вы не отказались бы от повышения?». Не должно быть профессиональных терминов. Например, вопрос «Оцените программу рекомендательного рекрутинга в компании» понятен далеко не каждому.

Перед тем, как проводить исследование вовлеченности персонала, необходимо составить и согласовать форму отчета, чтобы оценить, все ли данные учтены. Например, если не спросить о подразделении, в котором работает сотрудник, то невозможно будет сформировать отчет по подразделениям компании.

После того, как анкета и форма отчета будут согласованы, необходимо провести тестирование опросника на небольшой группе сотрудников. Таким образом, можно узнать, понятны ли вопросы, что может вызвать затруднение в выборе ответов и т.д. Обычно, пробное тестирование выявляет недочеты и слабые места анкеты.




3. Сбор и анализ данных.

Перед проведением опроса необходимо довести цели и задачи исследования до руководителей и сотрудников компании. Объяснить важность исследования. Проинформировать о том, как будут использоваться полученные данные. В начале анкеты необходимо написать вступительную фразу. Она должна быть короткой и емкой, информировать о цели опроса и настраивать на позитив. Можно использовать бумажные бланки или проводить опрос он-лайн.

Важно не затягивать со сбором данных. Как правило, опрос сотрудников занимает 2-3 недели.

Полученные данные лучше всего анализировать, используя методы математической статистики. Это позволит:

  • выявить скрытые взаимосвязи между ответами на вопросы;
  • выявить факторы, которые статистически значимо влияют на уровень вовлеченности;
  • определить, как и насколько сильно влияет определенный фактор на каждый блок вовлеченности;
  • распределить факторы на значимые и незначимые, проранжировать их для каждой категории должностей,
  • проанализировать влияние возраста и стажа работников на вовлеченность.Итогом исследования являются выводы и рекомендации.

Важно помнить, что исследование – это только первый шаг. Чтобы повысить уровень вовлеченности, на основании полученных результатов опроса нужно сформировать рабочую группу в составе представителей из разных отделов. Участникам группы, основываясь на результатах исследования, необходимо составить план мероприятий, направленный на повышение вовлеченности компании.

Проведите исследование вовлеченности сотрудников с Business Result Group и получите:

  • Полные и объективные исследования;
  • Опросник, адаптированный под потребности вашей компании;
  • Выявление ключевых драйверов вовлеченности, которыми можно управлять;
  • Рекомендации, которые повысят вовлеченность Вашего персонала.

Действуйте прямо сейчас!

Автор статьи: Анна Егорова