Блог

Ключ к развитию

фидбек для сотрудника, обратная связь сотруднику, система управления персоналом, оценка профессиональных компетенций, Методы оценки потенциала сотрудников, мотивация сотрудников, лояльность сотрудников, личные качества сотрудников, аттестация сотрудников
Добиться высокой вовлеченности персонала непросто. Один из способов — предоставление регулярной развивающей обратной связи. В противном случае людям будет непросто сохранять высокую продуктивность и быть заинтересованными в повышении результатов своей работы, считает HR-эксперт Анна ЕГОРОВА.
«СУПЕР»: Анна, что скажете о важности обратной связи?
Анна Егорова: Скажу, что любая обратная связь лучше, чем ее полное отсутствие. Эксперты Gallup попросили респондентов оценить два утверждения: «Мой руководитель сосредотачивается на моих сильных или положительных качествах» и «Мой руководитель уделяет внимание моим слабым сторонам или негативным качествам». Выяснилось, что четверть сотрудников не согласны с обоими утверждениями, эксперты отнесли их к категории «игнорируемых». Проанализировав вовлеченность каждой из групп, исследователи Gallup выяснили, что уровень вовлеченности «игнорируемых» оказался в два раза ниже, чем у тех, кого регулярно критиковали.
«СУПЕР»: То есть лучше хотя бы критиковать?
Анна Егорова: Ожидать высокой вовлеченности от сотрудника, которому достается только критика или незаслуженная похвала, естественно, не стоит. Лучше всего показать сотруднику причинно следственные связи и последствия своих действий и дать рекомендации, как ему изменить свое поведение, чтобы стать более эффективным.
«СУПЕР»: Почему руководители не очень стремятся давать фидбек, тем более что это так важно?
Анна Егорова: Да, для успешной работы сотрудникам необходима обратная связь от руководителя. Тем не менее исследования говорят, что в почти половине случаев сотрудник получает фидбек очень редко или вообще не получает никакого. По моему опыту, руководители не инициируют такие встречи, потому что не умеют этого делать. А сотрудники избегают бесед с руководителями в основном потому, что привыкли слышать в свой адрес критику. Однако обратная связь важна как работникам, так и руководителям. Менеджеры, которые сами регулярно интересуются мнением своих подчиненных и просят оценить себя, выполняют свою работу более результативно, нежели те, кто предпочитает этого не делать. Обратная связь не просто оценка производительности или разговоры с сотрудником о том, что он сделал хорошо, а что — плохо. Это ключ к развитию.
Присоединиться: Вконтакте✔ и Telegram✔
«СУПЕР»: Каким бывает фидбек?
Анна Егорова: Обратная связь бывает оценочной и развивающей. Каждая из них решает свою задачу. Оценочная является важной частью управления. Как правило, она проводится в форме обзора эффективности и связана с вознаграждением сотрудника.
Развивающая обратная связь направлена на помощь работникам в развитии, позволяет выявлять препятствия на пути к достижению целей и отвечает на вопросы:
— Что я могу делать по другому, чтобы достичь целей?
— Какие компетенции мне нужно развить для того, чтобы лучше справляться со своей работой?
— Как руководитель или коллеги могут мне помочь в моем развитии?
Результатом таких встреч часто является план индивидуального развития. Сотрудникам необходимы оба варианта, поэтому компаниям следует обучать своих менеджеров давать обратную связь подчиненным.
«СУПЕР»: Как давать фидбек сотруднику?
Анна Егорова: Личная встреча — наиболее подходящий способ предоставления обратной связи. Чтобы такая встреча имела реальную ценность как для самого работника, так и для руководителя, стоит придерживаться следующих рекомендаций.
Во-первых, всегда готовиться к беседе. Прописывайте детальную структуру беседы, отмечайте, что вы хотите обсудить и к каким договоренностям прийти.
Найдите факты, цифры и аргументы, которые могут подтвердить ваши слова. Причем как положительные, так и отрицательные. Пообщайтесь с его коллегами, уточните, как они оценивают его профессиональные качества и умение решать поставленные задачи.
Например, в одной из компаний используют следующий шаблон для подготовки и проведения беседы по обратной связи с сотрудником:
1. Какая проблема или ситуация является причиной для обратной связи (положительная, отрицательная, новая, повторяющаяся, внешние обстоятельства или внутренние и т. п.)?
2. Что я хочу, чтобы сотрудник услышал (основная позиция руководителя по вопросу)?
3. Что я хочу, чтобы сотрудник запомнил (суть решения, позиция руководителя, основанная на фактах)?
4. Что я хочу, чтобы сотрудник сделал (конкретный план действий)?
План несложный, но позволяет обсудить и факт проблемы или вопроса, и отношение руководителя, сделать акцент на основных моментах, а также продумать и согласовать план действий.
Во-вторых, выберите для общения комфортное место. Даже если вы планируете обсудить позитивные вопросы, старайтесь проводить разговор тет а тет, а не с другими членами команды. Имейте в виду: у сотрудника должна быть возможность ответить на ваши вопросы. И не факт, что в окружении коллег он сможет это сделать откровенно.
В-третьих, выберите удобное для вас обоих время встречи. Заблаговременно предупредите сотрудника: у него должна быть возможность подумать.
В-четвертых, критикуйте работу, а не человека. Не переходите на личности и избегайте оценок. Ведь если сотрудник не справился с задачей, то это вовсе не означает, что он плохой человек. Критика, направленная на личность, а не на профессиональную деятельность, сильно ранит человека. В таком состоянии он вряд ли будет готов к конструктивной беседе. Например, вместо того чтобы обвинять в допущенной ошибке и непрофессионализме, поясните, какого результата вы ожидали.
В-пятых, используйте в диалоге «Я сообщения». Психологами доказано, что наиболее конструктивно диалог складывается, если вы говорите о своих ожиданиях, просьбах, поручениях, нежели о том, как проявил себя ваш собеседник (особенно если он допустил ошибку). Вместо того чтобы принять к сведению ценные рекомендации, в этом случае человек почувствует потенциальную опасность и вряд ли сможет поддерживать дальнейший диалог. Какой бы ни была ситуация, покажите возможное ее решение. Не уходите в негатив, лучше помогите человеку сконцентрироваться на исправлении ошибки.
Если она была серьезной, не старайтесь сгладить ситуацию: просто обозначьте факт. Например: «Мы потеряли этого клиента. Теперь давай вместе подумаем, как можно исправить ситуацию». Помогите человеку разобраться, по какой причине в его деятельности произошел сбой. В противном случае он не поймет, как действовать дальше.
«СУПЕР»: Какую модель обратной связи вы предпочитаете?
Анна Егорова: Мне импонирует модель SLC: «Успехи (Successes) — Уроки (Learn) —Изменения (Change)». Модель достаточно простая и эффективная. Сначала попросите сотрудника поделиться своим достижением в работе над задачей или проектом, что позволило ему достичь поставленных целей. Затем попросите поделиться уроками, которые он извлек для себя в работе над этой задачей. И завершите сессию одним важным изменением, которое он решил применять в своей будущей работе.
«СУПЕР»: Как оценить эффективность своего фидбека?
Анна Егорова: Чтобы понять, эффективен ли ваш фидбек, попросите сотрудника озвучить, что он понял из того, что вы сказали ему. Как он к этому относится и что планирует делать. Если подчиненный чувствует энтузиазм и желание работать с учетом рекомендаций, ваша обратная связь была эффективной.
В конце встречи задайте сотруднику ряд вопросов:
  • Что ты услышал и понял из разговора?
  • Что тебя удивило или озадачило в ситуации?
  • Как ты относишься к ситуации в целом?
  • Что ты будешь делать? Каков план?
«СУПЕР»: Как сформировать культуру обратной связи в компании?
Анна Егорова: В одной компании сотрудники регулярно подводят итоги в своих отделах. Каждый публично рассказывает о своих целях и достижениях, предупреждает, на что необходимо обратить внимание. Чтобы обратная связь была развивающей, а не превращалась в «разбор полетов», сотрудникам лучше пройти обучение. Правильно, если во всем этом участвует HR — и как организатор обучения, и в качестве наблюдателя.
Автор Егорова Анна Александровна — директор компании Business Result Group, бизнес-тренер, HR-консультант (г. Новосибирск)
Статья была опубликована в журнале «Современные технологии управления персоналом» № 2 февраль 2024
Присоединиться: Вконтакте✔ и Telegram✔